Cценарий тренинга на сплочение коллектива


Можно выделить три типа тренинга на сплочение коллектива.

Во-первых, это тренинги командного взаимодействия. Как правило, они проводятся на свежем воздухе и ориентированы на руководство компаний и линейный менеджмент.

Во-вторых, это тренинги, а скорее программы мотивации и лояльности персонала, цель которых — эмоциональный подъем и сплочение участников вокруг идеи, лидера или задачи. Таких предложений на рынке гораздо больше, а количество компаний, их предлагающих, меняется в зависимости от сезона.

И третий тип — шоу-программы с большим количеством выпитого, съеденного и чего-то пройденного, через неделю после которого полученные на отдыхе знания выветриваются так же скоропалительно, как и впечатления от самого отдыха

От выбора типа зависит и сценарий:

Связанные одной цепью

Весьма популярной формой проведения командообразующих тренингов стали тренинги с экстремальной составляющей. Общеизвестный факт: экстремальные ситуации объединяют людей, а значит — повышают эффективность командной работы. Кроме того, это отличная возможность оставить в офисе свои поведенческие стереотипы и попробовать что-то новое и необычное.

Алгоритм таких тренингов примерно следующий. Формируется группа во главе с инструктором, разрабатывается название команды, эмблема и девиз, под которыми команда отправляется справляться с трудностями, связанных с преодолением препятствий и требующих напряжения и кооперации физических, интеллектуальных и творческих усилий. Процесс игры всегда выявляет несогласованность действий команды. Поэтому при подведении итогов игры становятся очевидными командные промахи. А выигравшая команда получает призы и всеобщее признание.

Первым командообразующим тренингом считается так называемый веревочный курс. О его баснословной эффективности было много сказано и написано. Но большая популярность негативно отразилась на репутации тренинга. «Сейчас веревочным курсом называют различные тренинги и программы, они отличаются не только по структуре исполнения, но и по качеству. Любая технология легко копируется, но далеко не всегда копия приносит тот же результат, что оригинал», — сетует Михаил Лариончев.

Алла Заднепровская разочарование публики в «веревках» объясняет еще и тем, что после тренинга у участников не остается понимания того, как применить полученный опыт в работе. «На тренинг возлагают слишком большие ожидания», — говорит эксперт. Поэтому «веревочный курс» стоит рассматривать кактренинг-практикум, который хорош при решении задач командообразования как средство диагностики состояния командного взаимодействия и инструмента отработки или закрепления навыков командного взаимодействия.

Соперничество заставляет людей мобилизовать силы, выкладываться на все 100% и учитывать командный интерес

На Западе «веревочный курс» уже используется не так активно, как раньше. Ему на смену пришел новый более современный формат — корпоративные приключенческие гонки. Несколько команд в течение не менее шести часов должны преодолеть по пересеченной местности определенную дистанцию. Здесь и гребля на плотах, и горные велосипеды, и веревочные этапы, скалолазание,интернет-ориентирование, фотонавигация, верховая езда, коастеринг (движение по береговой линии), зимой — лыжи и пр. Соперничество заставляет людей мобилизовать силы, выкладываться на все 100% и учитывать командный интерес.

В отличие от чисто «веревочных» тренингов у приключенческой игры есть содержательная линия и более разнообразное методическое наполнение. Главная идея такой игры — погрузить участников в заранее смоделированные и контролируемые инструкторами ситуации, поставить задачи, реализация которых требует физических усилий и смекалки, командной работы, четкости и слаженности действий, поддержки, положительных эмоций и оптимизации усилий игроков всей команды для достижения общей цели. Кроме того, игровой антураж позволяет попасть в совершенно другую атмосферу. «Благодаря игровой оболочке в ходе тренинга могут решаться разнообразные дидактические цели и решаться конкретные проблемы бизнеса, — утверждает Сергей Чумаченко, директор компании Team Extreme. — При таком подходе и эффекты психологические не теряются, и работает это значительно лучше, чем просто развлекательная программа». Людмила Прудникова, директор по развитию бизнеса AB-Capital, говорит, что подобные тренинги дают возможность большому количеству команде участников (их количество может достигать 100–150 человек) осознать себя единой командой, лучше узнать сильные стороны друг друга и понять, что такое общая цель. Сценариев подобных тренингов великое множество, и выбор того или иного сценария полностью зависит от креативности привлеченных специалистов и смелости участников.

Управляемый кризис

Девиз тренинга по задумке организаторов гласил: «Миссия выполнима». Но для его вымотанных и уставших участников поверить в это было самым сложным заданием.

Перед каждым упражнением или игрой группа несколько минут с ужасом пыталась привыкнуть к мысли, что очередное задание и они сами существуют в одной реальности.

«Зверству» тренеров, казалось, не было предела: то для прохождения препятствия они требовали опираться на ранее полученный опыт, то категорически требовали развития кардинально нового навыка, постепенно усложняя задания. Ситуацию подогревало жесткое ограничение по времени, баллы и штрафы за чистоту исполнения. «Нередко складывалось впечатление, что мы попали на тренировки МЧС», — рассказывает Ирина Ефимчук, директор по персоналу компании «Хайдельберг Цемент», которая и собрала руководителей своей компании на этот выездной тренинг.

Задача перед участниками стояла сложная — «рождение» команды проекта в максимально сжатые сроки. Чтобы добиться эффекта, нужно было добиться не только высокого уровня, не только командной работы, но и доверия между участниками.

Привлеченное трененинговое агентство в качестве площадки для игры предложило лес под Днепропетровском. Там четырем группам предстояли тяжелые физические и психологические испытания. Маршрут был составлен таким образом, чтобы сначала команды проходили этап за этапом порознь, зарабатывая баллы для своей команды, и только на финише вынуждены были начать действовать сообща.

Ближе к часу ночи изможденные до предела команды наконец-то встретились. За целый день неопределенности и конкуренции с невидимым противником они уже стали командой: это видно было по насмешкам в адрес «чужих». На ночной поляне, освещенной только фонариками и факелами «коварные» тренеры замыслили поединок между командами: поставили задачу сконструировать из подручных средств яйцеспускательный аппарат. В ход пошли газеты, скотч, три воздушных шарика, карандаш, линейка, трубочки для коктейля, степлер, резинка, маркеры и 5 крышек от пластиковых бутылок. Азарт, крики, цейтнот, напряжение достигает предела. И через 20 минут команды, в невероятном оживлении, уже спускают с шестиметровой высоты три свежих куриных яйца. Победа достается двум командам, радость победителей, проигравшие мужественно подбадривают друг друга и обвиняют конкурентов в фальсификации и злом умысле, боевых действий нет, но выяснение отношений и взаимные обвинения. То есть все так, как тренеры и хотели.

Чтобы сгладить возникшее отчуждение между «чужими» командами, тренеры ставят задачу всем командам сообща добраться до лагеря, где их ждет ужин и заслуженный отдых. Что тоже было непросто — для этого нужно было преодолеть холодную реку. Предприимчивые тренеры предлагают купить по спекулянтским ценам все необходимое для этого: гондолы, веревки, весла, бревна для каркаса катамарана. И каждой команде предстоит решить, сколько она готова потратить, чтобы не потерять при подсчете денег-баллов на том берегу. К простому и очевидному решению команды пришли, пережив мучительное рождение единой, общей команды. Создали общий денежный фонд и заставили каждого из кураторов давать скидки во времени, деньгах, правилах прохождения этапа. «В этот момент мы были свидетелями рождения команды. Бывшие соперники объединились, чтобы добиться максимального эффекта. Испытание завершилось массовыми аплодисментами и скандированием, ведь ничто так не поднимает моральный дух в команде, как общая победа», — делится Диана Щербанская, бизнес-тренерКИМО (организатор тренинга).

Строим компанию своей мечты

Для того чтобы выбрать оптимальный курс, можно озадачить целый департамент, долго мониторить рынок и стараться перемудрить конкурентов. Можно пригласить дорогостоящих консультантов. А можно спросить у своих же сотрудников, чего они хотят. Вот только и к этому вопросу тоже можно подойти по-разному: организовать опрос по компании, провести голосование на тему «Что такое ваша компания?», митинг, можно сесть за стол переговоров.

Компания «Блиц-информ» поступила иначе. Там давно понимали, что компания — это не только официальное название и штатное расписание. Ведь каждый работающий в компании человек представляет ее себе по-своему. А за 15 лет работы таких мыслей накопилось достаточно много, и разбрасываться таким богатством руководство не хотело.

Обратившись в «Академию приключений», директор по персоналу поставил задачу собрать воедино все эти представления и донести сотрудникам сформированный таким образом меседж. На что провайдер предложил заказчику создание участниками тренинга компании своей мечты… в лесу.

После насыщенного первого дня разнообразных упражнений с веревками организаторы задали простой с виду вопрос: «Какой должна быть ваша работа, чтобы и через 20 лет продолжала для вас оставаться идеальной?». Каждая команда должна была нарисовать на бумаге модель этой идеальной компании, учитывая мнения всех членов команд.

Договорившись между собой, команды «креативят» по поводу либо компании в целом либо только своего отдела, подразделения или даже отдельногобизнес-процесса (например, производства или сбыта). Далее весь этот коллективный креатив, как самый серьезный бизнес-проект, защищается перед общим кругом.

Самое интересное начинается после обеда, когда все то, что было расписано и нарисовано на бумаге, нужно воплотить из подручных материалов. Первыми за топоры и молотки хватаются, как правило, женщины. И вот уже глядишь — среди леса вырос фанерный городок со своим роддомом; орбита, по которой летаютпланеты-представительства компании. Есть даже настоящий банкомат, который правда, валюту не выдает, потому как вместо денег результативность работы измеряют степенью удовольствия. Как на ладони видны все резервы компании — и очевидные, и скрытые. За день «стройки века» люди узнают друг друга лучше, чем за долгие годы совместной работы.

«Было совершенно очевидно, что даже при нехватке средств, людей, пространства и прочих кажущихся препятствиях можно создать все что угодно», — отмечает Руслан Безхлебняк, генеральный директор «Академии приключений».

Замковые лабиринты

Выбравшись на белый свет из темной сырой пещеры, почти каждый облегченно вздохнул и мысленно поблагодарил каменного дельфинчика, которого украдкой потрогал на удачу перед входом. Сейчас, когда столько пережито вместе, не стыдно признаться: да, было страшно, но такое не забудется. Впрочем, и говорить ничего не надо — в глазах тех, с кем вчера было невозможно найти точки соприкосновения, читались те же мысли.

В Хрустальный лабиринт (с. Кривче на Тернопольщине), в пещеры древнего Подолья столичных страховщиков привезли по желанию директора. Тот почувствовал застой в компании, свидетельство тому — интриги и мелкие межусобицы, в которых погряз коллектив. Руководитель решил «встряхнуть» свои кадры, а заодно и сделать им небольшой презент — подарить приключение.

Консультанты компании AB-Capital на такой запрос предложили увлекательный двухдневный квест, который проходит через две области по легендарным местам Украины. Чтобы поход прошел «с пользой», решено было «погрузить» участников не только в нестандартные ситуации, где они вынуждены будут кооперироваться, но и в экстремальные природные условия, когда на первый план любых действий выходят человеческие отношения.

Сначала участникам предстояло «покорить» древний город Каменец-Подольский и, проявив недюжинную смекалку и эрудицию, добраться наперегонки к Хотинскому замку — впечатляющим историческим декорациям, на фоне которых разворачивались знаменательные события с участием Петра Первого, графа Потоцкого, восточных султанов, татарских ханов и литовских князей. И именно в этом легендарном месте, которое знало много войн и восстаний, побед и поражений великих империй, те, кто вчера демонстративно не здоровался в коридоре, стали друг другу необходимыми. Команды перетасовали так, что спутались все привычные роли, и каждому пришлось вспоминать азы уступок и компромиссов. А чтобы успеть на «бонус» тренингового дня — факельное шествие и рыцарский турнир в замке — некоторым лидерам пришлось принять как факт, что есть более активные, выносливые и расторопные коллеги. Ведь по условию организаторов войти в замок следовало по веревочной лестнице через небольшой проем в стене.

Командообразование — долгосрочный консалтинговый проект. Краткосрочные (одно- или двухдневные) тренинги мало способствуют собственно созданию команды, но помогают усилить эффективность взаимодействия в уже состоявшейся команде

Не обошлось и без курьезов: как выяснилось, по некоторым лазейкам, которымисмельчаки-страховщики воспользовались для победы своей команды, даже местные жители не рискуют ходить. Согласно легендам в замке много ловушек для непрошенных гостей.

Паутину 23-километровой пещеры, которую местные жители еще называют Хрустальными лабиринтами, распутать не в состоянии даже опытнейшие спелеологи: если вы затеряетесь в подземных коридорах Кривчего, шансов на спасение почти нет. Именно сюда, двигаясь навстречу друг другу по пересеченной местности, должны были добраться команды на втором этапе тренинга. В пути, проявляя чудеса ориентирования на местности, они еще не подозревали, что им предстоит спуститься на 500 м под землю и оказаться под давлением 40 м каменной высоты.

«В общем-то мы не из пугливых. И в дремучих лесах бывали, и в заброшенных домах ночевали. Но эти пятьсот метров запомнятся каждому из нас навсегда», — признается один из участников похода. Темные гипсовые и каменные стены, низкие своды, уходящие в стороны полузасыпанные ходы, нависающие с потолка наросты — все это создавало особую атмосферу, таинственную и пугающую. Чтобы не попасть в беду, подземным путешественникам лучше держаться за руки, избегая «зубов дракона», который может цапнуть зазевавшегося. Но то великолепие, которое затем открылось глазу идущих, того стоит: хрустальный коридор, где отвесные стены покрыты ковром гипсовых кристаллов: розовых, кремовых, бежевых, янтарных. Это настоящий каменный цветник, которым глаза не устают любоваться. Высокая влажность и +11 градусов — не самые комфортные условия, поэтому те, кто одет потеплее, делится куртками со своими коллегами. Об офисном соперничестве уже никто не помнит. Сегодня они сработались.

Источник:

Командный экстрим // hrmagazine http://www.hrm.ua/article/komandnij_jekstrim

Мастер-класс “Как оценить тренинг”


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *